Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях кружков.

Развитие творческих способностей у детей приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники – исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Доказано, дети с ОВЗ развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребенка в целом.

Анализ имеющихся исследований личности ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально – эстетические впечатления могут стимулировать ребенка заниматься творчеством.

В программе СКШ 8вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся СКШ как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, творческих способностей. Труд играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Речь пойдет о развитии творческих способностей учащихся специальной коррекционной школы 8 вида на основе кружковой работы.

Особенность развития данной категории детей в младшем возрасте заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

Как мы понимаем творческие способности?

Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легче придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Уже из этого легко видеть, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия.

Однако такой взгляд является непрвильным.

И как прав Л.С.Выготский, который возражает против того, что творчество удел избранных.

Именно из этого вывода, сделанного замечательным психологом, проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей не только у нормальных детей, но и у детей с особыми образовательными потребностями.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. (Ребенок, сидя верхом на палке, девочка с куклой).

Все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества.

Конечно,  в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно также, как они представлялись в действительности.

Игры ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Таким образом, с детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребенок накопил бы богатый опыт, что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно – педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

И мы понимаем, что все же они  никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.

Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе воедино, органично связаны друг с другом, перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в  котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития.

Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ребенка чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ребенку педагоги, он воспринимал как  свое собственное желание.

В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой..С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен. (!!!!!)

В общей системе внеклассной кружковой работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех воспитанников о работе кружков. (отчеты, выставки, вручение  изделий).

Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и  способствуют вовлечению в кружковые занятия детей (изготовление подарков ).

В тоже время гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения  делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствует формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки. Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с ОВЗ обладает кружковая работа, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции.

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам.

Перед каждым учителем и воспитателем, руководителем кружка должна стоять задача – заинтересовать детей во внеклассной и кружковой  работе, стремиться передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы  воспитанникам в жизни.

Важность и значимость кружковой работы в школе 8 вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для данных детей школа – интернат – единственное учебно – воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе стремиться максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности.

Велико коррекционно —  воспитательное значение кружков художественной самодеятельности, внеклассной спортивной работы. Здесь в процессе работы у ребенка с ОВЗ преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности. Их опыт активного участия в различных смотрах, концертах, соревнованиях показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных  успехов.

Кружковая работа или дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Ценность его в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Основное содержание дополнительного образования:  практико – ориенторованная деятельность. Здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы. Дополнительное образование детей – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка. Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством: ведь все знания личностно значимы.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • Личная ориентация;
  • Профильность;
  • Практическая направленность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность;
  • Разноуровневость;
  • Разнообразие содержания, форм, методов, как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • Индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • Реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

Известно,что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизуется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Огромное значение в этом процессе играет педагог, который воспитывает личностью своей, своим отношением к миру.

У Р.Рождественского есть замечательные строки, которые отражают смысл профессиональной позиции педагога дополнительного образования:

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы и красоты,

Соль земли…….

Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто же из них достоин права называться самым лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил слух каждого. И решили все, что он самый лучший! И вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не сказав ни слова, рассказал в танце своем о том, как рождается и умирает любовь. И решили все, что он самый лучший! Потом выходили другие. Они пели, и танцевали, и слагали стихи. И каждый из них был достоин права называться  самым лучшим.

Но был среди этих людей еще один человек. Все знали, что умеет он и петь. И танцевать, и слагать стихи. Но не стал он этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой рассказал притчу, и прослезились даже седые и мудрые горы, все повидавшие на своем веку. Третий начал танцевать – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс.

И тогда решили все, что он – Учитель – достоин права называться самым лучшим!

Согласитесь, непросто научиться петь, танцевать, рисовать, написать сценарий, выполнить творческую работу, но еще труднее научить этому других. Специфика работы педагога дополнительного образования такова, что успех зависит не только от знаний, умений и навыков, технологий и методов работы, но и от личности самого педагога: его культуры, неравнодушия, обаяния, доброты и сердечности, терпения, умения найти подход к каждому воспитаннику.

Уважаемые педагоги!

«Средний педагог – говорит.

Хороший педагог – объясняет.

Прекрасный педагог – демонстрирует.

Великий педагог – вдохновляет!»

Говорите, объясняйте, демонстрируйте, а самое главное  — вдохновляйте!!!!!

Оставить отзыв