Одним из приоритетов направлений воспитательной работы является работа по охране труда, жизни и здоровья воспитанников. С этой целью воспитатель проводит инструктаж воспитанников, разъясняет и контролирует выполнение гигиенических норм охраны труда, выполнение инструкций по охране жизни и здоровья, совместно с медперсоналом проводит оздоровительные мероприятия, ведет профилактику вредных привычек; обо всех выявленных нарушениях незамедлительно докладывает администрации.
- Воспитатель приходит на работу в 7.15. Придя на работу, он должен получить информацию о поведении воспитанников своей группы ночью (обо всех случаях нарушения дисциплины, заболевших и т.д.) от ночной няни. После этого принять детей под роспись.
- Проходя по спальням, воспитатель проводит подъем детей, одновременно уточняя дежурных по спальням.
- После подъема всех воспитанников воспитатель организует и контролирует:
- выполнение воспитанниками утреннего туалета (дети должны вымыть руки, лицо, почистить зубы, иметь опрятный внешний вид – одежда, обувь, прическа);
- аккуратность заправки кроватей и порядок в шкафах и тумбочках;
- Дежурный воспитатель по столовой проверяет правильность сервировки столов, соответствие количества порций числу воспитанников группы. Под руководством воспитателя проверяют чистоту рук воспитанников при входе в столовую.
- Во время приема пищи воспитатель должен находиться в столовой, контролируя и обучая культуре поведения в столовой.
- После приема пищи воспитатель организует и контролирует уборку столовой (убрать грязную посуду, протереть столы). Порции тех, кто не поел, должны быть сданы на кухню повару.
- Воспитатель проверяет внешний вид (опрятность, аккуратность), при необходимости выдает чистую одежду.
- Воспитатель передает воспитанников учителю, ведущему урок.
- Информирует о заболевших детях учителя, медсестру или врача.
- Сдав детей учителю, воспитатель контролирует качество уборки спальных комнат: спальня должна быть проветрена, постели заправлены, в спальне не должна находиться верхняя одежда и обувь. Сдает ключи дежурному по этажу.
- Придя на работу днем (по расписанию уроков), воспитатель:
- проверяет порядок в спальнях и групповой комнате;
- уточняет поведение и успеваемость воспитанников (просматривая классный журнал, беседуя с классным руководителем, учителем – предметником, детьми);
- контролирует наличие детей в группе;
- После беседы с педагогами, детьми воспитатель сообщает детям план работы на вторую половину дня.
- После сообщения плана на вторую половину дня воспитатель организует прогулку. После прогулки проводятся мероприятия по плану воспитателя, дети занимаются в кружках, секциях, читают в библиотеке, играют и т.д. При планировании работы на оставшуюся часть дня необходимо учитывать следующее:
- если на кого – то из воспитанников поступило замечание от взрослого, воспитатель должен в течение дня обязательно поговорить с воспитанником, уточнить ситуацию, выяснить причины проступка, принять меры педагогического воздействия;
- те же действия должны быть, если воспитанник прогулял урок, получил неудовлетворительную оценку в школе;
- если воспитатель выходит с группой за пределы школы – интерната, он должен предупредить вахтера, куда он уходит и с кем; примерно, во сколько вернется;
- воспитатель должен знать, где находятся его воспитанники. Если воспитатель обнаружил исчезновение воспитанника, он должен провести первоначальные розыскные действия (проверить вместе с детьми возможные места нахождения) и поставить в известность администрацию;
- если проводится какое – то общешкольное мероприятие, воспитатель организует сбор детей своей группы и контролирует культуру их поведения во время его проведения;
- На самоподготовке воспитатель организует и контролирует приготовление домашних заданий воспитанниками, оказывает им необходимую помощь. Воспитатель должен заранее предусмотреть, чем он будет заниматься с детьми после выполнения домашнего задания. Во время самоподготовки воспитатель контролирует выполнение гигиенических условий (заранее проветрить помещение, следить за осанкой воспитанников, организовать физкультурные паузы), обучает приемам рационального выполнения домашнего задания, учит учиться.
- Если время самоподготовки у воспитанников совпадает со временем занятий в кружках, секциях ит.д., то воспитатель должен заранее принять выполненные уроки или проследить за их выполнением позже.
- Воспитатель отвечает за выполнение домашнего задания воспитанников и их готовность к школе.
- После ужина воспитатель организует и контролирует:
- уборку столовой (убрать грязную посуду, вытереть столы);
- занятия детей по плану воспитательной работы;
- уборку групповых и спальных комнат (вытереть пыль, подмести пол и вымыть его, проветрить комнату);
- Воспитатель собирает всех воспитанников, проводит рефлексию прожитого дня, организует спокойные игры, чтение книг, организует и контролирует выполнение детьми вечернего туалета.
- Прежде чем уйти с работы воспитатель:
- проверяет чистоту и порядок в игровой комнате, сдает ключ;
- контролирует порядок в спальнях (аккуратно расправлены одеяла на кроватях, повешена одежда и т.д.);
- передает ночной няне детей, находящихся в постели и готовых ко сну;
- записывает количество детей в тетрадь передачи смен;
При работе в выходные дни и каникулы необходим тщательный контроль над местонахождением воспитанников, обеспечение их максимальной занятости в разнообразных мероприятиях, учитывающих интересы и склонности детей.
Отпускать воспитанников домой можно, только если за ними приехали родственники, имеющие разрешение отдела опеки и попечительства, с разрешения социального педагога и директора школы – интерната.