Организация и проведение самоподготовки в школе – интернате.

Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов,  как для детей, так и для воспитателя.

Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе  которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала.  Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы заключаются, прежде всего на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное  его закрепление, ясно сформулированное задание гарантируют прочное усвоение  учащимся программного материала, а следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объеме тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например,  работа с книгой).

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовки в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации самостоятельной деятельности воспитанников.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т.д. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей: к определенному порядку приготовления уроков, рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для исполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; умению сосредоточенно, систематически выполнять работу всегда в установленное время; умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования, необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:  уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Воспитательные задачи самоподготовки таковы:

  • Закрепить навыки самообразовательной работы;
  • Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
  • Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей;
  • Учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке;

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях школы – интерната, выделяют основные структурные элементы:

  • Организация начала самоподготовки;
  • Подготовка к самостоятельной работе;
  • Самостоятельная работа детей;
  • Самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
  • Подведение итогов работы;

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить им подготовить свое рабочее место.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместна в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Дети вспоминают тему урока, правила. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки или обращает внимание на текст памяток, которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им  предоставляется большая самостоятельность.

Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки воспитанников с учетом особенностей группы. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.

Во  втором и третьем классах на самоподготовку отводится не более получаса, за это время дети успевают сделать задание по учебным предметам. Целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике и некоторым другим предметам. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на вечернее время, так как после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с воспитателем.

Самостоятельная работа воспитанников – основной структурный элемент самоподготовки.

Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнние задания, какое положение стрелок будет сигналом для окончания работы.

Основное требование к воспитаннику в процессе работы – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако воспитанник должен знать, что прежде всего нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, то есть он обязан учиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе,  и не мешает плодотворной работе воспитанников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины; естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в тоже время дети могут обращаться к воспитателю. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях. Индивидуальная работа с воспитанником носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени. Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этими  учащимися сводится не к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях, а к привитию им навыка работы в системе. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей каждого возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что воспитаннику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Педагогически не правильно загружать дополнительными заданиями воспитанников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности обучающихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило,  стихотворение, пересказ. Детям,  которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Можно предложить игры, не требующие подготовки: «Наборщик», «Закоулки», «Точки», а также пазлы, игры в паре и другие. Можно позволить самому выбрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книгу, порисовать.

Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует взаимопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучит ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на вопросы в конце статьи по чтению, природоведению, географии и т.д. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори ещё раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось. В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы.

Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей, к оформлению письменных работ в тетрадях.

Выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто ещё работает.

Методов много. К организации самостоятельной работы детей в группе воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой – то заранее заученной системе или копировать урок.

Самоподготовка – один из важнейших моментов в учебно – воспитательном процессе школы – интерната.

До начала самоподготовки воспитатель:

  • Проверяет, не было ли у воспитанников неудовлетворительных оценок и прогулов в школе, при их наличии оперативно принимает меры воздействия;
  • Уточняет заданное домашнее задание (с учетом загрузки детей планирует свои мероприятия на время самоподготовки);
  • Стремится к тому, чтобы перед выполнением домашних заданий воспитанники погуляли, поиграли на свежем воздухе;
  • Заранее продумывает план самоподготовки (будут ли групповые беседы, инструктажи и т.д., их содержание, чем планируется занять детей, которым вообще не задано домашнего задания);
  • Подбирает индивидуальные задания для «проблемных» детей;
  • Отбирает упражнения для гимнастики глаз и физкультминутки;
  • Проверяет санитарные условия классной комнаты (класс должен быть чистым, проветренным, мебель аккуратно расставлена);
  • Соблюдает гигиенические нормы максимального времени на приготовление домашних заданий: учащиеся 2 – 3 классов – до получаса, 4 класса – до 40 минут, 5 – 6 классов – до 50 минут, 7 – 9 классов – до часа;

При проведении самоподготовки воспитатель должен:

  • Посадить всех детей группы в классе для самоподготовки;
  • Проверить рабочие места воспитанников (тетради, учебники, канцелярские принадлежности);
  • Контролировать, чтобы воспитанники входили и выходили в класс по разрешению воспитателя, не мешая остальным выполнять домашние задания;
  • Во время самоподготовки категорически запрещается просмотр телепередач и видеофильмов;
  • При проверке выполнения домашнего задания обратить особое внимание на подготовку устных предметов;

Можно использовать разные формы контроля выполнения домашнего задания:

  • Прямой контроль воспитателя (проверить письменные задания, вопросы по прочитанному);
  • Взаимоконтроль (сидящие за одной партой проверяют друг у друга выполнение задания);
  • Шефский контроль (старшие помогают младшим);

Воспитанникам, не имеющих домашних заданий или выполнившим их раньше остальных, воспитатель подбирает задания (игры, рисование) с учётом задач воспитательной работы и интересов и способностей ребенка.

Организационно самоподготовка состоит из трех основных этапов (частей).

Во вступительной части воспитатель рассаживает детей, рассказывает, чем они будут сегодня заниматься, мотивирует их на выполнение домашних заданий. Можно провести небольшую дидактическую игру.

В основной части воспитатель контролирует выполнение воспитанниками домашнего задания, при необходимости оказывает помощь. После выполнения домашних заданий воспитатель проводит мероприятия согласно своему плану.

В заключительной части воспитатель подводит краткие  итоги самоподготовки, делает объявления, уточняет дежурных, организует уборку класса.

При организации и проведении самоподготовки обязательно необходимо учитывать вавеологические аспекты – чистота класса, проветривание, контроль осанки, наличие физкультпауз и гимнастики для глаз, рациональный порядок выполнения заданий.

Основные критерии оценки работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки:

  • Своевременность начала и окончания самоподготовки;
  • Присутствие на самоподготовке всех воспитанников;
  • Подготовленность класса к проведению самоподготовки;
  • Дисциплина и порядок;
  • Предварительная осведомленность воспитателя об оценках и поведении в школе, заданном домашнем задании;
  • Качество контроля выполнения домашнего задания;
  • Выполнение трех основных этапов и валеологических аспектов самоподготовки;
  • Организация занятости воспитанников, выполнивших домашнее задание;

 

Правила самоподготовки по чтению.

  1. Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.
  2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.
  3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составлены учителем. Если не сможешь ответить на какой либо вопрос, прочитай рассказ снова.

Правила самоподготовки по русскому языку.

  1. Внимательно прочитай задание.
  2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.
  3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.
  4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
  5. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.

Правила самоподготовки по математике.

  1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи и примеры в классе.
  2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
  3. Повтори про себя условие задачи и, если что либо забыл, прочитай ещё раз.
  4. Запиши сокращенно условие задачи.
  5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
  6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.
  7. Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.
  8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
  9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.

Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

  1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.
  2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.
  3. Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.
  4. Прочти текст ещё раз и раздели его на отдельные части.
  5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.
  6. Перескажи своими словами каждую часть.
  7. Ответь на вопросы к тексту.
  8. Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой, а по биологии – имеющимися наглядными пособиями.
Оставить отзыв